.jpg)
Причина — избыточное количество лицензий, а также отсутствие доверия регулятора к игрокам.
Минфин проводит зачистку аудиторского рынка, заявил на сессии Московского финансового форума замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Мы активно сейчас подчищаем рынок аудиторов. Там избыточное количество лицензий, уж извините. Это работа, которую мы должны (довести до конца — FM) <…> Кстати, спасибо Банку России, который тоже активно на этом направлении работает», — сказал Моисеев.
Рынок аудиторских услуг по итогам прошлого года составил 57,3 млрд рублей. Он впервые оказался в плюсе после падения объемов в 2022-2023 годах из-за ухода иностранных компаний. При этом количество аудиторских организаций сокращается каждый год, начиная с 2020 года. Так, если в январе 2022 года число компаний, имеющих право на аудиторскую деятельность, составляло 3,4 тысячи, то по итогам 2024 года их осталось уже 2,1 тысячи.
Моисеев посетовал, что Минфину приходится следить за качеством аудиторов даже в компаниях с госучастием. В прошлом году сразу несколько госкомпаний выбрали аудиторов, которых министерство сочло «плохими», и им пришлось «перепроходить конкурс» по отбору аудиторской компании. По его словам, недобросовестные аудиторы иногда выигрывают такие конкурсы по формальному признаку, снижая цену. По этой причине у нескольких госкомпаний собрание акционеров не утвердило аудиторов, указал он. «Утвердим попозже, чтобы, по крайней мере, это были те [аудиторские компании], кому можно доверять», — резюмировал он.
Регуляторов достаточно
С 2010 года лицензирование аудиторской деятельности было заменено на членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.
Аудиторские организации, оказывающие услуги общественно-значимым организациям (ОЗО), подлежат двойному контролю (со стороны СРО аудиторов и со стороны Федерального казначейства), а аудиторские организации, оказывающие услуги ОЗО на финансовом рынке, подлежат тройному надзору – еще и со стороны Банка России, напоминает заместитель гендиректора группы «Юникон» Мария Суконкина.
До 2019 года существовало несколько СРО (позже они были объединены — FM), каждой из которых необходимо было выполнять критерии по численности участников. С 2022 года в России функционирует одна саморегулируемая организация аудиторов «Содружество» (СРО ААС), в реестр которой включены 2 016 аудиторских организаций и 14 703 аудитора.
СРО аудиторов наделена полномочиями контролировать работу компаний из реестра, указывает ее гендиректор Ольга Носова. По ее словам, СРО выявляет аудиторские организации, нарушающие стандарты аудиторской деятельности. Из предоставленных ею данных следует, что за 2024 год 30 аудиторских организаций уклонились от прохождения контроля деятельности и в дальнейшем были исключены из реестра СРО, а 90 компаний подали заявление о прекращении членства после включения в план проверок. «Таким образом, СРО аудиторов очищает аудиторский рынок от недобросовестных участников», — пояснила она.
Дешевый «аудит для галочки»
Управляющий партнер ГК «Мариллион» Полина Виксне видит проблему в большом количестве аудиторских компаний, которые входят в реестр СРО ААС, но при этом выпускают аудиторские заключения без проведения проверки отчетности компании-заказчика, либо выполняют недостаточный объем процедур, нарушая требования закона об аудиторской деятельности и стандарты.
«Данная проблема существует уже достаточно давно. Основная причина в том, что большое количество компаний, подлежащих обязательному аудиту в силу закона, в лице их собственников или руководства не заинтересованы в реальной проверке, которая позволит выявить ошибки в отчетности и риски финансового состояния компании. Такие компании-заказчики рождают спрос на максимально дешевый «аудит для галочки». Появляются аудиторские компании, готовые такой спрос удовлетворить», — констатирует Виксне.
Система регулирования и контроля долгое время не была настроена на «очищение» рынка от таких участников, считает она. В частности, существование нескольких СРО с требованием к минимуму участников приводило к крайне лояльному отношению, даже к тем, кто нарушал аудиторские стандарты.
Меры контроля и надзора проводились по большей части с упором на формальную сторону аудиторской документации: не проверялись и не оценивались суть проделанной работы и достаточность собранных аудитором оснований для выражения мнения о достоверности отчетности, напомнила Виксне. И добавила, что проблема свойственна в основном мелким компаниям, хотя есть проблемные ситуации и в компаниях более крупного размера. По ее наблюдениям, только в последние год – полтора стали появляться первые прецеденты исключения компаний из реестров, допускающих аудиторскую компанию к аудиту ОЗО, и из реестра СРО.
Снижение числа аудиторских организаций руководитель департамента аудиторских услуг Kept Андрей Рязанцев связывает с несколькими факторами. К ним относятся меры по улучшению контроля за аудиторской деятельностью со стороны регуляторов и СРО (включая требования к наличию в штате аудиторской организации как минимум трех сертифицированных аудиторов), а также высокая конкуренция, демпинг на нерастущем в целом рынке и ограничения движения капитала.
Однако, по мнению заместителя гендиректора группы «Юникон» Марии Суконкиной, недобросовестным аудиторам есть место на рынке, так как российские компании не готовы «платить за аудит».
Основной спрос на услуги аудиторов формируют участники финансового и фондового рынков, для которых проведение аудита – часть формирования доверия рынка, напомнила она. Остальной бизнес воспринимает обязательный аудит как дополнительную нагрузку, которую можно минимизировать за счет снижения стоимости. Это, по ее мнению, приводит к тому, что ценовой критерий становится определяющим при выборе аудитора, и, соответственно, к высокой ценовой конкуренции. При этом качество услуг закономерно снижается.
Чистки уже не те
«Термин «подчищение» рынка аудиторов больше применим к 2000 годам, когда Минфин начал активную борьбу с «карманным» аудитом. В 2005 году Минфин одним приказом смог вывести с рынка 627 компаний или 10% рынка «в связи с грубым нарушением лицензионного требования», — вспоминает Елена Новикова из отдела методологии и контроля качества «КСК аудит». Сейчас рынок аудита действительно сокращается, но уже не так активно, как это было даже три года назад, говорит она.
В сентябре на коллегии Минфина обсуждались данные по контролю за аудиторами на предмет соблюдения ими антиотмывочного законодательства. Докладчик от Федерального казначейства по Москве, в частности, предоставил статистику по мерам воздействия после проверок аудиторских организаций, оказывающих услуги ОЗО. По данным казначейства за 2024 год, предписания об исключении из реестра СРО (то есть по сути отзыв лицензии) получили две аудиторские организации, а за январь-сентябрь 2025 года – ни одной. Таким образом, вероятно, немного преждевременно, но можно говорить о замедлении «зачистки» и постепенном оздоровлении рынка аудита в целом, считает Новикова.
«В свое время похожая ситуация имела место на банковском рынке в России. Регулятор решил, что банков слишком много, и с помощью, по сути, одного инструмента, 115-ФЗ, сократил количество банков более чем в три раза, — сравнивает партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко. — Сам выдал лицензии, сам же забрал. Проблема с изъятием лицензий из рынка заключается в том, что при выдаче ты сам изъявляешь желание и должен соответствовать критериям, а при изъятии лицензии должно быть несоответствие критериям, то есть должны быть нарушения. И если их нет у самих аудиторских компаний, а установка на уменьшение количества у регулятора есть, то возникает необходимость придумывать эти нарушения или преувеличивать степень тех, что уже есть. Именно этот процесс лежал в основе «чистки» рынка кредитных организаций. Если намерения Минфина сейчас схожи с теми, что были у Банка России в своё время, рынок аудиторских услуг ждут непростые времена».
Судя по комментариям представителей аудиторских фирм (крупных), они озабочены главным образом тем, что мелкие сбивают им цены.
Про одно СРО - сколько оно уже существует и что изменилось? Судя по тем же комментариям коллег в статье - ничего, все те же проблемы.
Решили чистить с хвоста, а не плохо бы начать с головы. Такое впечатление, что все проблемы аудита сводится к большому количеству малого бизнеса в аудите. Однако, кто считал сколько нужно аудиторских организаций? Рыночные сегменты крупно и малого бизнеса не пересекаются. Если и рассчитывать потребность в аудите, такой расчет должен производиться по сегментам. Говорить в целом о перенасыщенности рынка глупо и безответственно или такие разговоры служат причиной для иных целей. А еще лучше если регулятором рынка будет сам рынок, а не чиновники.
Доля аудита в ВВП России сократилась за период 2008-2021 гг. с 0,121 % до 0,047%, за тот же период этот показатель в Китае остается практически постоянным 0,097% и 0,092% . Такое сжатие аудиторского рынка можно трактовать как кризис контрольной функции аудита в экономике. (Смотри: Лю Яли. Рынок аудита в Китае.- СПб.:Скифия-принт, 2024. С.145)
Синдицирование аудита сложный процесс. Он продолжается в России уже почти 20 лет со времен первого закона об аудите. Сложилась дифференцированная система аудита на основе саморегулирования и "квазилицензирования" (реестры ФК и ЦБ).
Риски развития системы:
1.Все кто не в реестрах могут потерять право на аудит, проводить только Обзорную проверку. В Китае из 2,9 млн.аудиторских заключений 2,6 млн.заключения похожие на обзорную проверку и дешевле в среднем в 30 раз.
2. Все кто в реестрах должны стать "партнерами" и превратить свои фирмы в партнерства с персональным контролем за каждым аудитором. Так поступили в Китае с аудиторами листинговых компаний за последние 10-15 лет.
Вывод: Великим Генеральным директорам ООО надо стать "Партнерами" и объединиться в региональные аудиторские компании! Другого пути выжить нет!