Количество российских компаний на упрощенной системе налогообложения с признаками дробления бизнеса не уменьшилось с начала действия амнистии, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследования «Актион бухгалтерии». В августе 2025 года таких организаций насчитывалось 421 826, что на 2% больше показателей осени прошлого года.

Согласно данным ФНС на первое января текущего года, упрощенной системой в России пользовались более 1,4 млн компаний и индивидуальных предпринимателей. Доля потенциальных «дробленцев» среди компаний на УСН составляет около 30%, как и в предыдущем году.

Методология расчета базируется на учете ключевых признаков дробления — взаимозависимости компаний или ИП в сочетании с идентичным видом деятельности. В исследовании учитывались юридические лица на УСН, у которых есть прямо аффилированные организации с одним директором или совпадением в учредителях. Также принимались во внимание ситуации регистрации топ-менеджеров или владельцев в качестве ИП при совпадении вида деятельности.

Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин отмечает правдоподобность оценки экспертов, но подчеркивает важность нюансов методологии. По его словам, взаимозависимость напрямую не является признаком ведения единого бизнеса, особенно при разных бизнес-моделях у юридических лиц. Ключевым признаком дробления выступает не взаимозависимость, а определение центра принятия решений.

Член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева соглашается, что методология отражает лишь «верхушку айсберга», поскольку учитывает только прямую взаимозависимость. Большинство случаев дробления являются более скрытыми с использованием разных юридических адресов, учредителей и директоров. Рост на 2% даже по ограниченной методике вызывает опасения и указывает на сохранение тенденции к дроблению.

Механизм амнистии за дробление бизнеса начал работать в июле 2024 года по поручению президента Владимира Путина. Чтобы попасть под действие амнистии, «дробленцы» должны консолидировать бизнес и перейти с 2025 года на общую систему налогообложения. Они освобождаются от уплаты налогов, пеней и штрафов за период 2022-2024 годов при отсутствии нарушений по результатам проверок с 2025 года.

Заинтересованность бизнеса в амнистии есть, но к механизму относятся настороженно, отмечает Шубин. Многие ждут появления реальных кейсов, чтобы принять решение об участии. Окончательные выводы можно будет сделать после отчетной кампании за 2025 год.

Партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов констатирует невысокую привлекательность амнистии из-за невыполнения ключевых условий — понятности, простоты и безопасности. На малый и средний бизнес влияют «продробленческие» факторы: повышение налоговой нагрузки с 2025 года, удорожание труда и возможность налоговой миграции во внутренние УСН-офшоры.

Введение порога дохода в 60 млн рублей для предпринимателей на УСН с НДС создает дополнительные стимулы для дробления, считает глава Союза бухгалтеров Евгения Мемрук.